В начале года в Соединенных Штатах Америки проходила организованная министерством торговли США при участии ассоциации "РАДОР" по программе "САБИТ" стажировка по теме "Строительство автомобильных дорог". В ней приняла участие представительная делегация, состоящая из руководителей крупных строительных предприятий стран-участниц Содружества Независимых Государств. 
Специальная программа деловых стажировок "САБИТ" действует с 1990 года. Ее миссия по развитию транспортной системы Содружества носит двоякий характер. Первоочередной целью является улучшение дорожной инфраструктуры СНГ через ознакомление с передовым американским опытом, западными концепциями финансового управления и обучение участников "САБИТ" применению полученных умений и навыков на своих предприятиях. 
Вторая цель - дать компаниям США уникальную возможность быть непосредственно вовлеченными в переход стран СНГ к рыночной экономике путем поощрения их деловых связей с представителями отраслевых элит этих стран. 
Групповая четырехнедельная стажировка состояла из практических и теоретических занятий по бизнесу и обмена опытом, посещений министерств, ведомств, научно-исследовательских лабораторий и институтов, подрядных организаций и финансовых компаний. Во время стажировки большое внимание уделялось ознакомлению с деловой практикой США, специализированной отраслевой подготовке, изучению культуры взаимоотношений и ее влияния на бизнес, деловой этике и социальной ответственности. 
Финансирование дорожной отрасли США - фундамент ее успешного функционирования 
Во главу угла успешного функционирования транспортной системы США. на всех уровнях (как федеральном, так и на уровне штатов) положены должным образом отлаженные финансовые отношения. Они являются предметом постоянного внимания федеральной дорожной администрации со штаб-квартирой в Вашингтоне. 
Основной источник денежных поступлений а отрасль - налоги. Общий уровень поступающих денежных средств составляет (за счет налогов) 90 млрд долларов в год. 
Основные виды включают акцизный налог с продажи нефтепродуктов, продажи автомобилей, налог от реализации покрышек. При приобретении и эксплуатации грузового автотранспорта платится единый налог - 1700 долларов в год с автомобиля. 
Существенный источник пополнения финансовых средств - общегосударственный попечительский фонд шоссейных до-. рог, существующий с 1956 года. При этом в фонд уплачивается по 18 центов с каждого галлона проданного моторного топлива (или 4,8 цента с литра). Это ~ федеральный источник финансирования. 
В США создана стройная вертикаль финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Так, федеральное правительство финансирует строительство автомобильных дорог в штатах в соотношении 1:4, то есть на 1 вложенный доллар из бюджета штата выделяется 4 доллара из федерального бюджета. Правительства штатов выделяют средства на дороги графства в соотношении 1:3. Следует отметить, что на содержание дорог графств значительные суммы поступают и за счет местного налога на недвижимость (около30%). 
Наряду с названными источниками финансирования существуют и дополнительные. Это выпуск обладающих высокой котировкой облигаций при вводе в эксплуатацию платных дорог. Широко применяется практика новаторского финансирования - привлечение частных инвестиций. Все эти денежные потоки находятся под постоянным вниманием и контролем дорожкой ассоциации при конгрессе США. 
В результате при общей протяженности автомобильных дорог страны в 62 млн км и общем объеме автомобильных перевозок в транспортной системе 26% сумма средств, осваиваемых дорожной отраслью США, составляет 180 млрд долларов в год. включая все виды финансирования. 
Применение высокопроизводительной техники, внедрение новых технологий -
одно из главных условий высоких темпов строительства новых автомагистралей 
Большое впечатление в рамках стажировки на членов делегации произвели мероприятия по использованию современных технологий при строительстве мостов, применении полимеров, мастик, новых материалов. В частности, за последние годы при проведении научно-изыскательских работ на одно из первых мест выходит решение проблемы температурной сегрегации (технология "Шаттл-Багги"). 
Достаточно сказать, что а 27 американских штатах до действующим стандартам при строительстве автомобильных дорог и мостов обязательно применяется технология "Шаттл-багги" при работе с асфальтобетонными покрытиями, Производя инфракрасное исследования температурного дифференциала внутри асфальтобетонной смеси в момент ее укладки, американские специалисты практически доказали, что одной из основных причин разрушения покрытия а процессе эксплуатации является разница температур при укладке. 
При всем при этом в стороне не остается экологический аспект всего комплекса работ по внедрению в -практику наиболее совершенных технологий дорожного строительства. Например, существует специальная программа конгресса США (I) по такой, казалось бы. узкой проблеме, как переработка автомобильных покрышек и использование полученного материала при устройстве нового дорожного полотна. В результате автоматически снимается вопрос утилизации использованных покрышек, а вновь укладываемое покрытие приобретает более высокие эксплуатационные качества. В США каждый штат (в зависимости от .географического положения, климатических условий, насыщенности автотранспортом, дорожной инфраструктуры и других факторов) имеет свои автодорожные нормы и стандарты, которые соблюдаются неукоснительно. 
Контроль за качеством асфальтобетонных покрытий - гарантия их долголетием службы 
В Соединенных Штатах при проектировании и строительстве новых автодорог один из основных приоритетов -увеличение межремонтных сроков при их обслуживании и эксплуатации. Уже на стадии проектирования а документацию закладываются обязательные к применению технические решения, определяющие межремонтный срок в 12-14 лет. 
Совершенно ясно (и это подчеркивалось во время практических занятий в рамках стажировки), что подобные строгие временные рамки невозможны без надлежащего теоретического и исследовательского обоснования. Поэтому по проблеме улучшения дорожных покрытий, в частности асфальтобетона, проводятся серьезные лабораторные изыскания. Например, качество вновь уложенного асфальтобетонного покрытия изучается путем всестороннего исследования образцов через 7 пет. 
Результат, как говорится, налицо. На межштатных дорогах (а это более 300 тыс. км) не существует проблем, связанных с сезонностью (весенняя и осенняя распутица, зимние снежные заносы и гололед на севере и т.д.). 
При выполнении всего комплекса работ подрядчик обязан проводить лабораторный анализ образцов, геологические исследования. Эти данные в обязательном порядке предоставляются в лаборатории геологии и природы штатов, которые осуществляют контроль па трехступенчатой методике. Данные лаборатории оснащены самым современным оборудованием, позволяющим в самые сжатые сроки провести всесторонние испытания образцов и материалов, включая статические, и динамические испытания. Широкое распространение получил экспресс-анализ -радиоизотопный метод контроля качества асфальтобетонного покрытия. Это особенно важно при возведении моего", где широко применяется технология укладки плотного бетона без применения гидроизоляции. 
При этом обязательно учитывается региональные стандарты строительства автодорог и дорожных сооружений, которые могут значительно отличаться а разных штатах. 
Подобные же функции выполняет федеральные научно-исследовательские институты. Особый акцент в их деятельности - получение новых прочных материалов и отработка технологии при освоении их применения. 
Наглядно это проявилось при разработке новых видов термопластиков для дорожной разметки, которые в последние год" широко применяются в США при дорожном строительстве. 
Совершенная система финансирования, применение новых технологий,
постоянный контроль качества оправдывают себя только при надлежащем содержании автомобильных дорог 
Во время стажировки большое внимание ее участники уделили знакомству с успешно применяемой а большинстве американских штатов полностью автоматизированной системой управления. 
Она основана на широком использовании компьютерной техники. Повсеместно размещенные, на автодорогах видеокамеры позволяют постоянно иметь в режиме реального времени представление о состоянии сети автомобильных дорог штата, интенсивности движения, предупреждать аварийные ситуации. при необходимости оперативно задействовать аварийные службы, полицию и медиков. 
На дорожно-эксплуатационных участках, выполняющих основные функции по содержанию автомобильных дорог, применяются высокопроизводительная техника и оборудование, в частности, используются автомобили, оснащенные компьютерным управлением. При борьбе с гололедом в соляно-песчаную смесь добавляется кукурузная мука для нейтрализации вредного воздействия натрий хлора на асфальтобетонное покрытие и металл автомобилей. 
Не удивительно, что и уровень финансирования работ по содержанию автодорог составляет внушительную сумму - приблизительно 1500 долларов на милю. 
Американские уроки - на пользу общему делу 
По окончании стажировки ее участники отметили, что полученные знания, опыт работы по мировым стандартам, предоставленные материалы, несомненно, внесут свой вклад а решение отраслевых задач, в формирование благоприятного инвестиционного климата в дорожных отраслях стран-участниц СНГ. 
Программа "САБИТ" предоставила уникальную возможность установить и поддерживать деловые связи с коллегами из США осуществлять техническое и финансовое взаимодействие. Целенаправленное сотрудничество с зарубежными партнерами позволит более эффективно раскрыть потенциал дорожно-строительного комплекса Республики Карелия и России в целом. 
Владимир Корниенко
председатель Госкомитета РК по строительству,
эксплуатации и содержанию автомобильных дорог
(Журнал "Автомобильные дороги", №7, 2002 г.

На главную

Hosted by uCoz